Ландшафтный сад  Строительные работы  Каменные работы  Отделочные работы 

Дизайн интерьера

 
     
Главная
 

Стили девятнадцатого века в решении квартиры: бидермейер, эклектика

Во второй половине XIX века развитие промышленности, транспорта, средств связи выводит на историческую арену новый жизненный уклад — буржуазный. Уходят в прошлое последние империи, а вместе с ними и дворцовые пространства классицизма. У новых хозяев жизни свои представления о красоте, они создают свои стили в оформлении жилища, перекраивая на свой лад культурное наследие прошлого. Дома становятся более обжитыми и уютными, появляется привычное теперь деление на комнаты. Предыдущие стили предполагали анфиладность внутренних покоев, то есть залы перетекали из одного в другой, объединенные парадными проходами (вспомните дворцы Петербурга - творения Растрелли и Бренны). Начинают строиться доходные дома со сдающимися внаем квартирами. Квартира - дом в миниатюре, здесь есть все помещения, необходимые для проживания семьи, но площадь заметно уменьшена, нет традиционного участка под сад или парк. Выход из квартиры расположен на лестничной клетке, — какие могут быть колонны и фронтоны! Небольшие уютные помещения требуют особой, камерной стилистики. Вкусы различных слоев общества сильно разнятся, поэтому в моде различные направления в строительстве и оформлении жилища, единого стиля в это время не существует. Принято говорить об эпохе стилей, объединяющей такие стилевые потоки, как бидермейер и историзм (эклектика).

Бидермейер

Стиль бидермейерподчеркивает уют и обжитость дома, в нем присутствует масса милых сердцу вещичек, в кажущемся беспорядке расставленных в небольшом пространстве комнаты. Свободных мест практически нет, «воздух» отсутствует. Стены украшены картинами, оправленными в богатые резные рамы, но картины «кабинетного» формата, с жанровыми и цветочными композициями, везде зеркала, но небольшие, много тканей, мебели. Горизонтальные поверхности шкафчиков, столиков и т. д. заставлены безделушками: фарфоровые статуэтки, шкатулки, вазочки, кружевные салфетки, оборочки — даже на мебели. Знакомая картина? Действительно, бидермейер, пусть в упрощенном виде, просуществовал практически до середины XX века, перейдя в нашей стране из уютных квартир доходных домов в послереволюционные коммуналки. Стиль на редкость уживчив с любыми другими, не приемлет разве что некоторых новаций современности: минимализма, хай-тека.

Интерьер в стиле бидермейер не имел четких законов и архитектурной целостности. Мебельные группы располагались в центре помещения в кажущемся беспорядке. Проходы между отдельными предметами достаточно условны. Композиция напоминала букет мелких цветов: много деталей, на первый взгляд случайно соединенных вместе. Основной чертой интерьера являлся текстиль. Его очень много, начиная от многослойных штор с пышными ламбрекенами, кончая кружевными салфетками, вышитыми подушечками. Ламбрекены было принято размещать на стенах, под фигурными карнизами, их могли шить из ткани, а могли плести из шелкового шнура, украшая кистями и бахромой. Элемент ламбрекена присутствовал и в обивке мебели в виде присборенных воланов, бахромы. Скатерти также было принято украшать драпированной каймой, бахромой с кистями. Полы застилались коврами с ярким цветочным или орнаментальным рисунком. Цветы, в вазах и горшках, становятся неотъемлемой частью интерьера.

Мебель зачастую превращается в забавные игрушки: маленькие диванчики — «близнецы», «тет-а-тет»; столики на гнутой резной ножке — уже не обеденный, но еще не журнальный; подставки для визитных карточек и многое другое — характерные составляющие мебельного гарнитура стиля бидермейер. В декоре мебели широко используются мотивы рококо. Кресла и диваны получили мягкие подлокотники, изогнутые спинки, их украшает обильная резьба из завитков и гирлянд. Обивка — шелк с крупными букетами роз, цветочными гирляндами, перехваченными лептами и украшенными бантами. Одно из течений этого времени даже называют второе или «испорченное» рококо.

Бидермейер

Колорит пестрый, цветовые сочетания яркие и практически ничем не регламентируемые. Однако даже контрастные сочетания сглажены за счет дробности и некоторой «суетливости» в организации пространства. Общий тон достаточно мягкий, радостный.

Историзм (эклектика)

Второе стилевое направление эпохи стилей — историзм. К этому направлению всегда существовало несколько пренебрежительное отношение, именно поэтому вначале он был назван эклектикой (смешением). Хотя теперь историзм принято считать последним большим европейским стилем.

Интерьеры историзма настолько разнообразны, что описать можно только основной их признак. Историзм брал за основу тот или иной период и создавал более или менее удачную стилизацию. При этом утрачивалась архитектурная монументальность больших стилей, а их основные признаки переносились на совершенно несвойственные оригиналу предметы. Появились, например, чернильные приборы, являющиеся точной копией скульптурных творений Микеланджело (в уменьшенном виде, естественно). Именно такое произвольное соединение формы и содержания долгое время не позволяло многим считать историзм полноправным стилем.

Мебель также могла быть самой разнородной, причем смешение стилей было совершенно правомочным. Так, с письменным столом ампир совершенно спокойно могло соседствовать кресло барокко. Правда, практически вся мебель являлась стилизацией, копирующей мотивы соответствующей эпохи. С приходом историзма появились такие течения, как ренессанс, «испорченное» рококо, о котором мы уже упоминали, второе барокко, различные экзотические восточные направления (Персия, Индия и т. д.).

Реклама