Отделочные работы  Дизайн интерьера  Ландшафтный сад  Строительные работы 

Производство каменных работ

 
     
Главная
 

Подготовка элементов к подъему. Строповка, грузозахватные приспособления

Подготовка элементов к подъему. Монтажники, работающие на складе железобетонных конструкций (стропальщики), при подготовке элементов проверяют их качество.

При внешнем осмотре удостоверяются, что на бетоне нет сковов и трещин, монтажные петли исправны; выясняют, не погнуты ли выпуски арматуры, нет ли наплывов бетона на закладных металлических деталях, в штрабах, гнездах для монтажных петель. Детали с трещинами и другими дефектами, превышающими допуски, с помощью крана переносят в штабель с биркой «Брак».

Погнутые выпуски арматуры лучше всего выправлять накладным Арматурным ключом. При этом следят за тем, чтобы не допустить 1калывания бетона около стержня. Наплывы бетона удаляют молотком; закладные детали дополнительно зачищают Металлической щеткой. Грязь, снег и наледь счищают щеткой, соскабливают скребком, а затем сметают веником; не разрешается растапливать снег и лед горячей водой, применять огневой способ для удаления наледи с поверхности панелей, имеющих теплоизоляционные вкладыши или содержащие сгораемые материалы.

Строповка. Строповка — это временное соединение монтируемых конструкций с крюком грузоподъемной машины.

Прежде чем застроповать деталь, монтажник подбирает грузозахватные устройства, соответствующие массе и характеру груза, и подвешивает их на крюк крана; грузозахватные устройства используют только те, которые предназначены для данного груза (элемента). Затем монтажник убеждается, что деталь свободно стоит на прокладках или основании; примерзшие детали сдвигают ломом. Кран в этом случае можно использовать только для поддерживания высоких деталей от опрокидывания.

Большинство бетонных и железобетонных деталей стропуют за монтажные петли, заделанные в деталь. Крюк подъемного устройства должен свободно заходить в зев петли. Крюки заводят с внешней стороны детали в сторону ее центра тяжести. В противном случае страховочный запор крюка при подъеме детали может упасть внутрь крюка. Подъемное приспособление крепят за все петли, предусмотренные для подъема в соответствующем положении. Не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа монтажник укрепляет так, чтобы при перемещении груза краном эти концы не задевали за встречающиеся на пути предметы. При правильно подобранном стропе угол между его ветвями при подъеме груза не должен превышать 90°. Стропальщик руководствуется следующими правилами; нельзя пользоваться грузозахватным устройством, если оно неисправно; запрещается самостоятельно чинить неисправные устройства.

Наиболее распространенные грузозахватные устройства — стропы, траверсы.

Стропы изготовляют из стального каната, замкнутого в кольцо или образующего петлю. На стропах груз подвешивают к крюкам, траверсам.

Обычно применяют стропы универсальные, облегченные, многоветвевые. Универсальный строп — это замкнутая петля из отрезка каната, концы которого соединены заплеткой 1 или сжимами. Облегченный строп состоит из отрезка каната, концы которого снабжены коушами 2. К коушам крепят крюки 3 или карабины 4 и тогда облегченный строп может быть использован как ветвь многоветвевого стропа. Многоветвевые стропы бывают двух-, четырех- и шестиветвевые. С помощью двухветвевого стропа поднимают элементы с двумя монтажными петлями (прогоны, блоки, балки). Четырехветвевой строп (паук) предназначен для монтажа плит перекрытий, лестничных маршей и других элементов, имеющих четыре монтажные петли. Строп состоит из кольца-скобы 5, которую навешивают на крюк крана, и двух пар облеченных стропов — ветвей.

Грузозахватные приспособления: а — универсальный строп, б — облегченный строп, в — схемы вязки универсального стропа, г — двухветвевой, д — четырехветвевой стропы; 1 — заплетка, 2 — коуш, 3 — крюк, 4 — карабин, 5 — кольцо-скоба

Траверсы представляют собой металлическую балку или ферму с устройствами для захвата монтируемых элементов. Траверсами поднимают большеразмерные элементы, так как при строчовке гибкими стропами большеразмерных элементов (панелей, плит покрытий большой длины) за несколько точек не используется значительная часть полезной высоты подъема крюка монтажного крана.

Балочная траверса для подъема панельных перегородок: 1 - строповочное кольцо, 2 — балка, 3 — передвижные блоки, 4 — стропы-подвески, 5 — фиксаторы

Траверсы также используют для подъема элементов, которые не могут воспринимать монтажные сжимающие усилия, возникающие при строповании гибким стропом. В качестве захватных устройств траверс используют гибкие подвески с крюками или карабинами на концах или клещевые и другие захваты.

Показана балочная траверса для подъема панельных перегородок (гипсобетонных, виброкирпичных, гипсошлаковых). Траверса подвешивается к крюку крана двухветвевым стропом за кольца. На балке 2 закреплены передвижные блоки 3, в которые запасованы стропы-подвески 4. Блоки закрепляют фиксаторами 5 в любом месте балки, что позволяет при строповке панели за петли передавать на них только вертикальную нагрузку.

Общие правила подъема конструкций заключаются в следующем. Прежде чем подать сигнал о подъеме, стропальщик должен убедиться, что деталь надежно застропована и ничто не мешает подъему ее; проверить, нет ли на конструкции незакрепленных деталей, посторонних предметов, не может ли она зацепиться за что-либо во время подъема. Необходимо также убедиться в устойчивости крана. Если монтаж ведется стреловыми самоходными кранами, то стропальщик должен удостовериться по указателю грузоподъемности на стреле крана, что установленный машинистом вылет стрелы соответствует массе груза.

Детали поднимают и опускают вертикально; запрещается подтягивать деталь краном, оттяжками или вручную. Особенно осторожно поднимают на монтаж элементы, установленные в кассетах; в этом случае самые незначительные отклонения от вертикального направления при подъеме могут привести к повреждению этих ^устройств и самих элементов — появлению сколов, трещин. Не разрешается отрывать краном грузы, примерзшие к земле, засыпанные грунтом, загроможденные другими элементами.

Элементы сначала поднимают на высоту 200...300 мм и проверяют правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана и действие его тормозов и только после этого подают сигнал о дальнейшем подъеме. Если необходимо поправить стропы, груз опускают — запрещается поправлять строповку при поднятом грузе.

Сигналы о подъеме и перемещении элементов на складе подает стропальщик, а на монтируемом здании — звеньевой. Если между ними нет прямой зрительной связи, то дополнительно назначают сигнальщика, который должен находиться в зоне видимости стропальщиков и монтажников. Все указания машинисту крана дает только один человек (на складе — стропальщик, на здании — звеньевой монтажников). Чтобы машинист крана знал, чьи команды он обязан выполнять, стропальщик (сигнальщик) и звеньевой надевают на левую руку желтую повязку с надписью «Сигнальщик». Условные сигналы подают знаками руки или красным либо желтым флажком . Сигнал «Стоп» (аварийная остановка) подается любым работником, заметившим опасность, и машинист крана должен немедленно прекратить подъем или опускание груза, перемещение крана, стрелы и т. д.

Реклама