Каменные работы  Отделочные работы  Дизайн интерьера  Ландшафтный сад 

Производство строительных работ

 
     
Главная
 

Окрасочные составы. Водные, эмульсионные, известковый, клеевой и масляный окрасочные составы

Окрасочные составы (краски). По типу связующего окрасочные составы можно разделить на водные, безводные и эмульсионные.

В водных окрасочных составах – известковых, цементных, клеевых, силикатных – связующим является не вода (она лишь растворитель или разжижитель), а различные водорастворимые продукты, способные затвердевать при испарении воды или при химическом взаимодействии с нею. Это клеи, жидкое стекло, известь, цемент.

Для приготовления клеевой краски применяют животные клеи – костный или мездровый. Они могут быть в виде плиток (столярный клей), которые перед употреблением дробят и замачивают в воде, или в виде студня – галерты. Варят клей на водяной бане, т.е. емкость с клеем помещают на подставках в варочный бак с кипящей водой до получения однородной массы. Количество воды в клее должно быть таким, чтобы сваренный и остывший клей сохранял текучесть.

Для приготовления казеиновых красок применяют казеиновый клей, представляющий собой сухой белый порошок, похожий на манную крупу. Клей не варят, а лишь затворяют теплой водой.

В качестве клея можно использовать также жидкий крахмальный клейстер. Однако расходование пищевых продуктов для строительных целей считается нерациональным.

Хорошими свойствами обладает синтетический клей КМЦ (натриевая соль карбоксиметилцеллюлозы), который также затворяют водой и применяют для клеевых составов.

В качестве неорганического клея для получения силикатных красок применяют раствор жидкого калиевого стекла.

В известковых и цементных красках используют гашеную известь и цемент, которые приобретают прочность, взаимодействуя с водой.

Учитывая водорастворимость органических клеев все перечисленные краски, кроме силикатной, известковой и цементной, можно применять только для внутренних работ.

К безводным окрасочным составам относят масляные краски, лаки, эмали.

В масляных красках связующим и одновременно разбавителем является олифа. Натуральную олифу готовят путем варки в заводских условиях подсолнечного, конопляного, льняного или другого растительного масла. Олифа твердеет при взаимодействии с кислородом воздуха и полностью высыхает, в зависимости от вида масла, через 1... 6 суток.

Помимо натуральной применяют полунатуральную олифу или олифу оксоль. Готовят ее путем уплотнения (окисления) растительного масла с последующим введением 30... 70% органических растворителей – таких, как скипидар или бензин – растворитель (уайт – спирит). Олифа оксоль позволяет экономить растительное масло, но для ее применения существует ряд ограничений, которые указывают в сопроводительном документе на краску. Например, не все виды краски на олифе оксоль можно применять для наружных работ, окраски полов и др.

В настоящее время применяют также искусственные олифы, например, глифталевую, сланцевую, солевую, полидиеновую и др. Их свойства, область применения указывают в сопроводительных документах.

Для создания прозрачных окрасочных пленок применяют лаки, которые могут быть масляными и синтетическими. Масляные лаки твердеют в результате окисления на воздухе, а синтетические – вследствие испарения летучего растворителя, в котором растворена какая – либо смола, или вследствие полимеризации последней. Продолжительность отвердения лаковой пленки зависит от скорости испарения растворителя, а также от температурных условий и воздухообмена. Лаковая пленка при небольшой толщине имеет значительную прочность и, как правило, создает глянцевую поверхность. Поэтому лак применяют для покрытия, например, отшлифованных деревянных поверхностей – паркета, мебели, декоративных щитов, покрытых шпоном дерева декоративных пород. Лаком покрывают и окрашенные масляными красками поверхности, в частности, полы.

При введении в лаки тонко растертых пигментов получают эмали, которые соответственно лакам могут быть масляными и синтетическими. Эмалевые покрытия отличает хороший глянец и высокие технологические достоинства, позволяющие наносить их как вручную, так и механизированным способом. Выпускают эмали готовыми к употреблению с указанием области их применения. До рабочей густоты эмали на рабочем месте можно разводить только соответствующим растворителем.

Широко употребляют водоэмульсионные краски, которые до рабочей вязкости разбавляют водой. Краски отличают высокие технологические, эксплуатационные и декоративные свойства. Ими окрашивают потолки, стены и другие элементы (кроме металлических поверхностей) внутри помещений.

Водоэмульсионные краски, лаки и эмали обычно поступают в готовом виде и требуют только перемешивания и доведения их до рабочей густоты с помощью соответствующего растворителя.

Особо следует сказать о синтетических красках, которые в обиходе часто называют нитрокрасками. Многие из этих красок обладают высокой токсичностью и не применяются, например, внутри помещений. Работу с нитрокрасками по этой причине поручают специалистам, хорошо знающим их свойства. Студентам строительных отрядов выполнять отделочные работы с применением токсичных нитрокрасок запрещено.

Как правило, окрасочные составы готовят централизованно, на краскозаготовительных предприятиях или в колерных мастерских. Но при небольших объемах работ их можно приготовить на месте. Обычно в известь, мел, белила понемногу добавляют пигмент при тщательном перемешивании, делая пробные выкраски на бумаге. При этом надо помнить, что водные составы при высыхании становятся более светлыми, поэтому о цвете судят только по высохшей выкраске.

Ниже приведено несколько рецептов окрасочных составов для приготовления.

Известковый окрасочный состав:

  • Известковое тесто, кг.......3,0
  • Соль поваренная, кг.......0,1
  • Пигмент .......до получения нужного цвета, но не более 0,3 кг
  • Вода, л........ 10

В известковое тесто, разведенное в 5 л воды, вводят солевой раствор и пигменты. После получения нужного цвета добавляют остальную воду.

Клеевой окрасочный состав:

  • Мел, кг........3
  • Животный клей (10%-ный раствор), л....... 1,1
  • Пигмент, кг......до 0,3
  • Вода.........до рабочей густоты

Порошок мела сутки замачивают в воде, получая меловую пасту, и вводят пигмент до требуемого тона.

Затем постепенно вводят клеевой раствор, пробными выкрасками определяя степень заклеивания состава. Излишки клея приводят впоследствии к потемнению окрасочного слоя, недостаток же клея создаст рыхлый отмеливающий слой. Отмеливание можно проверить ладонью, проведя ею по сухой выкраске. На ладони не должно быть мела. Готовый клеевой состав следует пропустить через дисковую краскотерку и процедить через сетку с 900 отверстиями на 1 см2.

Масляный окрасочный состав:

  • Густотертая масляная краска, кг .........1
  • Олифа, кг.......0,2...0,6
  • Растворитель  (скипидар, уайт – спирит и др.), кг………до 0,1

Растворитель применяют при механизированном нанесении состава. Весь состав тщательно растирают и перемешивают.

Приведенные примеры малярных составов далеко не исчерпывают всю применяемую рецептуру, которая приводится обычно в специальных рецептурных справочниках.

Для получения краски требуемого цвета или оттенка необходимо знать основы цветоведения, с которыми мы все знакомы по физике и видим в обычной радуге. Например, для получения зеленой краски смешивают желтую и синюю, варьируя тона от лимонного до цвета морской волны. Оранжевый цвет можно получить смешением желтого и красного со всеми промежуточными тонами, а фиолетовый – красного с синим. Для достижения строго заданного цвета требуется немалый опыт и хорошие знания. Помочь может справочная и специальная литература. В любом случае желательно придерживаться следующих рекомендаций: смешивать краску следует в очень небольших количествах, добавляя в светлый состав более темный; смешивать можно лишь близкие по спектру цвета. Отступление от этого приводит к получению неприятных для глаза оттенков. Например, если подсинить ультрамарином широко распространенную краску – слоновую кость, имеющую белый цвет с желтовато – кремоватым оттенком, получится неприятный грязный цвет.

Обычно краски на стройку поступают в готовом виде и сложную задачу подбора заданного цвета решать не приходится. Следует лишь отметить некоторые свойства красок, связанные с их применением в помещениях различных типов.

Краски по тону разделяют на холодные и теплые. К холодным относят сине – зеленые тона и их целесообразно применять в помещениях, ориентированных на южную сторону. К теплым относят желто – красные тона, которые лучше использовать для комнат, выходящих на север.

Сине – зеленые тона считаются спокойными, а также увеличивающими площадь помещений. Оранжево – красные, наоборот – возбуждающими и уменьшающими помещения. Это следует учитывать, например, при выборе краски для отделки спальных комнат или комнат для общего пребывания людей.

Красками темных тонов окрашивают нижние части стен или каких – либо элементов, а светлой краской – верхние части. Если сделать наоборот, то получится восприятие неустойчивости, неуравновешенности. Окрашивая поверхности в два или несколько цветов мы зрительно разбиваем ее на более мелкие части. Поэтому, например, в высоких помещениях нижнюю часть стен (панели) окрашивают краской, отличной по цвету и составу от верхней. От этого помещение кажется ниже. Высоту панелей делают обычно в рост человека. Размечают ее метками по углам стены: при низкой панели – от пола, при высокой – от потолка. По меткам натягивают покрытый сухой краской или мелом шнур и отбивают граничную линию панели. На лестницах разметку делают с помощью отвеса применительно к крайним ступеням, проводя между ними линию, параллельную маршу.

Теплые, а также светлые тона красок кажутся приближающимися, как бы выступающими, а холодные или темные тона создают иллюзию удаления.

Реклама